27 февраля 2025

ROI коэффициент возврата инвестиций

Для аналитики в бизнесе ROI является одним из наиболее важных показателей – с его помощью компания оценивает эффективность маркетинга, и сможет просчитать, окупается ли реклама продукта. Из нашей статьи узнаете все про показатель возврата инвестиций ROI: как производится расчет, и как правильно применять его на практике.

Что означает показатель ROI

Метрика ROI (Return On Investment) – показатель коэффициента рентабельности вложенных в продвижение товара или услуг средств. При этом учитываются общие инвестиции – это не только реклама, но и другие расходы, среди которых зарплата сотрудников, платежи за аренду, средства на закупку сырья, оборудования и другое. То есть все, что необходимо для выпуска продукта в продажу.

Методика расчета ROI будет полезна в случае, если необходимо определить, возвращаются ли потраченные ресурсы, приносят ли они прибыль. Часто данная метрика используется в качестве сквозной аналитики – это необходимо в ситуации, если потребовалось оценить эффективность рекламной кампании.

При использовании индекса ROI компания может принимать правильные управленческие решения, избегать дорогостоящих ошибок, применяя в дальнейшей работе только эффективные практики. По сути, ROI это финансовый показатель, помогающий определять правильный вектор развития бизнеса.

Отличие ROI от других метрик

Рассматриваемую нами метрику нередко путают с другими индексами, позволяющими оценивать эффективность бизнеса и планировать прибыль.

Мы уже рассказали, что ROI позволяет оценить общую эффективность бизнеса. С помощью данной метрики компания рассчитывает, насколько в целом окупаются инвестиции. А это не только расходы на рекламу, но и расходы на производство, запуск продукта на рынок, и даже офисные расходы, без которых невозможно производство.

Часто ROI путают с еще одной метрикой ROMI – она отличается тем, что формула ее расчета показывает, как окупается именно маркетинговая активность.

Отличие ROI от других метрик

Еще одной метрикой эффективности бизнес процессов, является ROAS. Он также позволяет оценить продуктивность затрат на продвижение, но учитывается только определенная рекламная кампания, а не маркетинговая активность в целом.

Получается, что ROI лучше всего характеризует коэффициент инвестиций в бизнес. С его помощью доступно не просто оценить эффект от рекламы и маркетинга, а полный бизнес-процесс в части возврата и окупаемости инвестиций в его развитие.

Формула расчета ROI

Для расчета ROI существует множество формул, но основная, и максимально эффективная, проста в применении, и позволяет получить точный результат.

ROI = (Доходы - Затраты / затраты) * 100 %

Рассмотрим на примере, как производится расчет по данной формуле. Предположим, что компания по производству керамической плитки получила доход 1 млн тенге, а общие расходы составили порядка 650 тысяч тенге.

(1 000 000 - 650 000 / 650 000) * 100 % = 53,84%

Такой ROI показывает, что прибыль коэффициент возврата инвестиций составил 53,84%.

На какой показатель ROI ориентироваться

Как и по многим другим метрикам для оценки эффективности бизнеса, не существует единого стандарта и в отношении расчета ROI. Исходить необходимо из того, в какой отрасли работает компания и конъюнктуры рынка в целом.

На рассмотренном нами примере при расчете по формуле, показатель оказался более пятидесяти процентов. Такой показатель говорит про хороший уровень окупаемости инвестиций. Однако в некоторых отраслях средний показатель может составлять, для примера, 10 процентов. В таком случае любое значение выше среднего будет приемлемым, показывающим эффективность инвестиций.

Как увеличить ROI

Выбор оптимальных техник, позволяющих повысить показатель, зависит от сферы бизнеса. Однако можно выделить основные направления – работая над ними, можно повысить коэффициент возврата вложений.

Как увеличить ROI

Повысить объемы продаж. В зависимости от отрасли, есть множество способов увеличения объемов продаж. Однако, если задача повысить показатель ROI, то важно учесть, что используемые для этого методики не должны повышать уровень вложений и других расходов, либо рост должен оправдывать полученные результаты.

Для этого можно рассмотреть, по каким позициям в каталоге можно увеличить продажи. Для примера, можно предлагать клиентам комплекты со скидкой. Такая стратегия позволяет увеличить продажи неходового товара, разгрузить склад, а также повысить продажи основного товара комплекта, за счет выгодного предложения со скидкой.

Сокращение издержек. Не стоит рассматривать данную тактику как тотальную экономию, поскольку в таком случае можно не только не достигнуть желаемого результата, но и снизить показатель окупаемости. Тем не менее стоит проанализировать расходы, чтобы оценить, сокращение по каким статьям не приведет к снижению эффективности бизнеса это может арендная плата, оплата услуг снабжения, операционные расходы.

Качество рекламы. Если продвижение через интернет, то важно проанализировать, какие каналы приводят покупателей, а расходы на какие не приносят желаемого результата.

Оптимизация процессов внутри компании. Оценить эффективность и пересмотреть подходы по всем основным направлениям. Так, некоторые процессы можно автоматизировать, чтобы снизить расходы на них, пересмотреть подходы в закупках и оптимизировать логистику.

Преимущества и недостатки

Индекс ROI – отличный инструмент, позволяющий оценить, насколько эффективно компания вкладывает средства в развитие. Метрика имеет следующие преимущества:

  • Простота использования – легкий расчет по формуле показывает результат в процентах, не требуется расчет дополнительных показателей, а только общие расходы и доходы;
  • Объективность результата достигается тем, что в основе расчета основные финпоказатели бизнеса;
  • Информативность – на основе реальных цифр метрика показывает, насколько эффективно используются деньги.

Вместе с тем, есть у метрики ряд недостатков.

  • Упрощение результата – ROI не позволит учесть множество факторов, влияющих на эффективность развития бизнеса, включая дополнительные риски вложений, из-за чего результат может быть искажен;
  • Не отражает особенности отрасли – невозможно отразить в показателе целевую аудиторию, специфику бизнеса;
  • Только финансовый показатель – при расчете невозможно учесть факторы, влияющие на эффективность выбранной стратегии, в частности лояльность и уровень удовлетворенности со стороны клиентской аудитории.

Именно поэтому, ROI нельзя эффективно использовать в качестве основной оценки финансовой эффективности, и в качестве промежуточного показателя в рамках запуска маркетинговой активности или нового канала рекламы. Получить глубокий анализ и оценку выбранной стратегии данная метрика не позволяет.



Возникли вопросы? Напишите нам!
Введите имя (больше 2 символов).
Укажите ваш контактный номер.
Укажите email.
Введите текст.
Обязательное поле.